«С тех пор как на мужских сорочках начали вышивать цветы, — перевелись мужчины в Украине», — говорят мастерицы-вышивальщицы. Растительной символике, а тем более цветам, на мужских сорочках — не место. Такие узоры нельзя носить замужним, а особенно женщинам в возрасте. Когда сорочку с таким орнаментом надевает 80-летняя бабуля, участница какого-нибудь фольклорного ансамбля, это выглядит как минимум странно. А вот детские сорочки, как говорит исследователь народной культуры Мария Чумарна, ни в коем случае нельзя украшать «взрослыми» узорами (особенно с мотивами плодородия). И еще такой нюанс: верхом бескультурья для женщин считается щеголять на различных этнотусовках в одной сорочке, подвязанной пояском. Ведь в народном костюме сорочка — это, прежде всего, нательная одежда, нижнее белье.
А вышиванка — это еще и оберег.
А вышиванка — это еще и оберег.
Но как им пользоваться, знают не все. А ведь неправильно подобранные древние узоры могут и навредить. В тайны орнаментов посвятил Юрий Мельничук, исследователь этнической символики, народный мастер Украины по вышивке.
Зачем мужчинам «бараньи рога»?
— Все орнаменты, — говорит эксперт, — можно разделить на геометрические (более древние) и растительные. На Правобережной Украине предпочитали геометрический узор, на Левом берегу испокон веков — в обиходе растительный. Хотя знаковые системы и там, и там похожи: бесконечник, скажем, можно вышить как меандр, а можно и в виде ломаной виноградной веточки.
— Кому и какие символы подходят?
— Мужчинам — геометрические, женщинам — растительные. Это соответствует сути полов: мужчина несет в себе духовное начало, а женщина призвана воплощать материю, — рассказывает Юрий Алексеевич. — Среди извечных мужских символов — знаки огня («бараньи рога»), так называемые осьмирожки (ромбическая решетка), знаки солнца — ромб с отростками-лучами или прямой крест. Исконно женский символ — берегиня (или как ее еще называют «царица», «мать мира»), фигурка с поднятыми руками (взывающая к небу Оранта) и с опущенными — как будто благословляющая. А еще один женский символ похож на букву Х — это начертание руны «урожай». Вышивается также косой крест — знак Луны. Редко узор народной сорочки состоит только из мужских или только женских символов. Обычно они чередуются. Ведь каждый человек — это как инь и янь. В женщине есть что-то от мужского начала. И наоборот.
Сорочки невест вышивали цветами.
Есть в украинской вышивке и универсальные символы, которые подходят и детям, и молодежи, и взрослым, и старикам. Например, восьмиконечная звезда — образ Бога-творца, единого духовного начала. Это также знак солнца и той звезды, под которой мы родились. Он гармонизирует, балансирует, уравновешивает нашу энергетику. Особенно много вышивали таких звезд на детских рубашках.
Девичья и юношеская тема — геометрия из тех же звезд, «осьмирожек», ромбов, чередований прямого и косого крестов... Что же касается растительной символики, то для парней подходят листья дуба (сорочки с такой вышивкой любил Симон Петлюра). Орнаменты для девчат — это цветы, символ чистоты и процветания рода. Вот почему свадебный наряд вышивали цветами: девушка готовилась стать берегиней рода, которому она должна обеспечить процветание.
Зачем мужчинам «бараньи рога»?
— Все орнаменты, — говорит эксперт, — можно разделить на геометрические (более древние) и растительные. На Правобережной Украине предпочитали геометрический узор, на Левом берегу испокон веков — в обиходе растительный. Хотя знаковые системы и там, и там похожи: бесконечник, скажем, можно вышить как меандр, а можно и в виде ломаной виноградной веточки.
— Кому и какие символы подходят?
— Мужчинам — геометрические, женщинам — растительные. Это соответствует сути полов: мужчина несет в себе духовное начало, а женщина призвана воплощать материю, — рассказывает Юрий Алексеевич. — Среди извечных мужских символов — знаки огня («бараньи рога»), так называемые осьмирожки (ромбическая решетка), знаки солнца — ромб с отростками-лучами или прямой крест. Исконно женский символ — берегиня (или как ее еще называют «царица», «мать мира»), фигурка с поднятыми руками (взывающая к небу Оранта) и с опущенными — как будто благословляющая. А еще один женский символ похож на букву Х — это начертание руны «урожай». Вышивается также косой крест — знак Луны. Редко узор народной сорочки состоит только из мужских или только женских символов. Обычно они чередуются. Ведь каждый человек — это как инь и янь. В женщине есть что-то от мужского начала. И наоборот.
Сорочки невест вышивали цветами.
Есть в украинской вышивке и универсальные символы, которые подходят и детям, и молодежи, и взрослым, и старикам. Например, восьмиконечная звезда — образ Бога-творца, единого духовного начала. Это также знак солнца и той звезды, под которой мы родились. Он гармонизирует, балансирует, уравновешивает нашу энергетику. Особенно много вышивали таких звезд на детских рубашках.
Девичья и юношеская тема — геометрия из тех же звезд, «осьмирожек», ромбов, чередований прямого и косого крестов... Что же касается растительной символики, то для парней подходят листья дуба (сорочки с такой вышивкой любил Симон Петлюра). Орнаменты для девчат — это цветы, символ чистоты и процветания рода. Вот почему свадебный наряд вышивали цветами: девушка готовилась стать берегиней рода, которому она должна обеспечить процветание.
Для старших женщин, матерей - всякие ягодки и плоды (гроздья калины, виноград).
Ромбы — символ плодородия
— Наши предки, — объясняет Юрий Мельничук, — знали специальные орнаменты, которые помогали умножать род. Это, прежде всего, идеограмма засеянного поля — ромб, поделенный на четыре части косым крестом, и в каждой части точка — семя. Сорочки с такими узорами вышивали и носили только молодожены. Эти знаки способствуют улучшению также материального благосостояния новой семьи.
Одежду с таким орнаментом носили до тех пор, пока ждали пополнения в семье. Наши предки предпочитали заводить детей до сорока лет. И, собственно, контролировали процесс тоже с помощью узоров. На Закарпатье, к примеру, на сорочках выпаривали символы «засеянного поля», а на их место вшивали другие.
Хранителям традиций — неброские цвета
Для людей преклонного возраста нет специальных орнаментов. Старались только избегать ярких цветов, в основном использовали приглушенные тона, красили нитки в дубовой коре, гречневой шелухе, вышивали просто черным или белым цветами. Юрий Мельничук рекомендует пожилым черные вышивки: этот цвет аккумулирует энергию. Так у хранителей традиций хватит сил и мудрости передать свои знания потомкам. Кстати, раньше на Подолье и Черниговщине сорочки с черной вышивкой носили люди всех возрастов.
— Эти узоры, — говорит Юрий Мельничук, — самые, пожалуй, архаичные. Кроме того, они выполнены очень интересной техникой — низинкой (вышивают с выворотной стороны полотна и получают два похожих орнамента: один — с лицевой, другой — с изнанки). Эти орнаменты надо читать как двухцветные. Черный и белый образуют единую картину, деля между собой пространство. По энергетике черный — цвет, поглощающий энергию, белый — излучающий. Если посмотреть на такой узор — он как бы пульсирует. Главный смысл черно-белых вышивок — свет и тень, позитив и негатив, добро и зло…
В Центральной и Левобережной Украине вышивали специальные сорочки «на смерть» — чтобы защитить свою душу и на том свете. Использовали преимущественно белый цвет (или неяркие тона). При работе не пользовались кружевными техниками — чтобы не разрушать структуру полотна («чтобы на том свете черви душу не точили»). А в западных регионах Украины было принято хоронить людей в свадебных сорочках (чтобы души мужа и жены могли встретиться и на том свете).
Магия «узелкового письма».
«Прокладывали» священные символы на деталях сорочек, которые соответствуют определенным энергетическим точкам на теле.
— Всегда сначала вышиваются края одежды — воротник, манжеты и подол, — объясняет Юрий Алексеевич. — Это те места, через которые к телу может пробраться зло. И правила едины для всех: когда-то у мужчин сорочки были длинные, до середины икры, их носили навыпуск и подвязывали поясом.
Есть еще одна давняя традиция — вручную сшивать детали одежды. Есть масса специальных техник, они очень древние, это своеобразное узелковое письмо. На мужских сорочках всегда густо вышивали манишки на груди, на женских — плечевую часть («уставки»). Таким образом активизировались жизненно важные энергетические точки.
— Руки — это наши антенны, которые принимают энергию, — говорит эксперт «ВВ». — Каждый пальчик — как меридиан, проводит энергию своей определенной частоты. На запястье они сплетаются и идут вверх единым жгутом. В руках должна быть сила, чтобы эту энергию принимать, не должно быть никаких блоков. В этом и помогают орнаменты вышивки.
— Наши предки, — объясняет Юрий Мельничук, — знали специальные орнаменты, которые помогали умножать род. Это, прежде всего, идеограмма засеянного поля — ромб, поделенный на четыре части косым крестом, и в каждой части точка — семя. Сорочки с такими узорами вышивали и носили только молодожены. Эти знаки способствуют улучшению также материального благосостояния новой семьи.
Одежду с таким орнаментом носили до тех пор, пока ждали пополнения в семье. Наши предки предпочитали заводить детей до сорока лет. И, собственно, контролировали процесс тоже с помощью узоров. На Закарпатье, к примеру, на сорочках выпаривали символы «засеянного поля», а на их место вшивали другие.
Хранителям традиций — неброские цвета
Для людей преклонного возраста нет специальных орнаментов. Старались только избегать ярких цветов, в основном использовали приглушенные тона, красили нитки в дубовой коре, гречневой шелухе, вышивали просто черным или белым цветами. Юрий Мельничук рекомендует пожилым черные вышивки: этот цвет аккумулирует энергию. Так у хранителей традиций хватит сил и мудрости передать свои знания потомкам. Кстати, раньше на Подолье и Черниговщине сорочки с черной вышивкой носили люди всех возрастов.
— Эти узоры, — говорит Юрий Мельничук, — самые, пожалуй, архаичные. Кроме того, они выполнены очень интересной техникой — низинкой (вышивают с выворотной стороны полотна и получают два похожих орнамента: один — с лицевой, другой — с изнанки). Эти орнаменты надо читать как двухцветные. Черный и белый образуют единую картину, деля между собой пространство. По энергетике черный — цвет, поглощающий энергию, белый — излучающий. Если посмотреть на такой узор — он как бы пульсирует. Главный смысл черно-белых вышивок — свет и тень, позитив и негатив, добро и зло…
В Центральной и Левобережной Украине вышивали специальные сорочки «на смерть» — чтобы защитить свою душу и на том свете. Использовали преимущественно белый цвет (или неяркие тона). При работе не пользовались кружевными техниками — чтобы не разрушать структуру полотна («чтобы на том свете черви душу не точили»). А в западных регионах Украины было принято хоронить людей в свадебных сорочках (чтобы души мужа и жены могли встретиться и на том свете).
Магия «узелкового письма».
«Прокладывали» священные символы на деталях сорочек, которые соответствуют определенным энергетическим точкам на теле.
— Всегда сначала вышиваются края одежды — воротник, манжеты и подол, — объясняет Юрий Алексеевич. — Это те места, через которые к телу может пробраться зло. И правила едины для всех: когда-то у мужчин сорочки были длинные, до середины икры, их носили навыпуск и подвязывали поясом.
Есть еще одна давняя традиция — вручную сшивать детали одежды. Есть масса специальных техник, они очень древние, это своеобразное узелковое письмо. На мужских сорочках всегда густо вышивали манишки на груди, на женских — плечевую часть («уставки»). Таким образом активизировались жизненно важные энергетические точки.
— Руки — это наши антенны, которые принимают энергию, — говорит эксперт «ВВ». — Каждый пальчик — как меридиан, проводит энергию своей определенной частоты. На запястье они сплетаются и идут вверх единым жгутом. В руках должна быть сила, чтобы эту энергию принимать, не должно быть никаких блоков. В этом и помогают орнаменты вышивки.
Продашь сорочку — продашь свое счастье.
В разных регионах Украины сорочку называют по-разному: «кошуля», «морщинка», «опліч», «підрамник», «призбиранка», «рубатка», «сорочина», «хлоп’янка», «чумачка»...
Само же слово «сорочка» имеет корень «сорок», то есть сорок энергий, которые обеспечивали человека защитой небес. Недаром о счастливцах говорят «родился в сорочке». Да и форма кроя у нее символическая: прямоугольник, то есть полностью закрытое пространство, защищающее хозяина от дурного глаза. Кстати, наши предки считали сорочку «заменителем» тела человека. Многие, наверное, помнят, как в детстве бабушка надевала рубашечку шиворот-навыворот, когда в дом приходило много гостей — чтоб, не дай бог, не сглазили. По поверью, негативная энергия, направленная в человека злым глазом, встретившись с его вывернутой рубашкой, не узнает «жертву» и не причиняет зла. А еще в народе считали: продашь сорочку — продашь свое счастье.
Источник: www.vvnews.info
Понравилось! Поделись с друзьями:
В разных регионах Украины сорочку называют по-разному: «кошуля», «морщинка», «опліч», «підрамник», «призбиранка», «рубатка», «сорочина», «хлоп’янка», «чумачка»...
Само же слово «сорочка» имеет корень «сорок», то есть сорок энергий, которые обеспечивали человека защитой небес. Недаром о счастливцах говорят «родился в сорочке». Да и форма кроя у нее символическая: прямоугольник, то есть полностью закрытое пространство, защищающее хозяина от дурного глаза. Кстати, наши предки считали сорочку «заменителем» тела человека. Многие, наверное, помнят, как в детстве бабушка надевала рубашечку шиворот-навыворот, когда в дом приходило много гостей — чтоб, не дай бог, не сглазили. По поверью, негативная энергия, направленная в человека злым глазом, встретившись с его вывернутой рубашкой, не узнает «жертву» и не причиняет зла. А еще в народе считали: продашь сорочку — продашь свое счастье.
Источник: www.vvnews.info
Понравилось! Поделись с друзьями:
Чорні вишиванки носили гуцули в Карпатах.
ОтветитьУдалить