вторник, 28 августа 2012 г.

131. Что умеют гении.


1. Хорошо развитая способность к визуализации.

Зрение было основным «навигационным» инструментов гениев.
«Мыслящее мыслит формы в образах» (Аристотель).
Эйнштейн определил свою способность формировать образы и зрительные конструкции как источник продуктивного мышления.
Визуальный канал восприятия является самым быстрым, синтетичным и емким, через него проходит около 80% обрабатываемой информации.


2. Создание и использование множественных связей между органами чувств (синестезия).

Независимо от того, лежала ли способность к визуализации в центре их гениальности, гениальные личности склонны использовать все остальные чувства и образовывать синестетические связи между ощущениями.
Эта способность позволяет максимально целостно воспринимать и преобразовывать образы нашего сознания.
Она возвращает нас к истокам восприятия, свойственного детям, к истокам формирования понятий.
Одновременно результат нашего творчества проходит предварительную «апробацию» на соответствие реальности.

3. Использование множественности перспектив.

Важной характеристикой гения является его способность использовать несколько различных перспектив при рассмотрении конкретного предмета или процесса.
Гений нередко рождается из обнаружения новой перспективы, которую до него никто еще не использовал.
Теория относительности Эйнштейна - по своей сути описание взаимодействия различных перспектив.
Поиск деталей, не вписывающихся в привычные картины мира и нахождение новой точки зрения — общая стратегия гениев.

4. Высокоразвитая способность постоянно переключаться с одной позиции восприятия на другую.


Помимо способности принимать различные точки зрения,
гении обладают способностью идентифицироваться с различными позициями восприятия:
первой (я сам, моя точка зрения, мои чувства),
второй (другой, объект исследования, его точка зрения и чувства)
и третьей (позиция стороннего наблюдателя за взаимодействием нашего «Я» и объекта).
Они выходят за пределы своих убеждений и предположений, идентифицируют себя с объектом, затем рассматривают ситуацию беспристрастно и оценочно.
Способность Диснея идентифицироваться с героями своих мультфильмов (он даже сам озвучивал некоторых из них), а также со своими зрителями, посетителями парков отдыха является хорошей демонстрацией этого навыка.

5. Способность легко переходить с одного уровня мышления на другой и пользоваться «кусками информации» разного размера.

Это способность быстрого перехода от широкого видения к более узким
составляющим и конкретным действиям, необходимым для воссоздания более масштабной картины.
Гении умели работать с мелочами («Мелочи создают совершенство, а совершенство — не мелочь» Микеланджело)
и одновременно не тонули в деталях; могли видеть картину целиком, не теряя
из виду ее мельчайшие компоненты,
обладали уникальной способностью находить равновесие между большим и малым.
Единая теория поля Эйнштейна была направлена на установление связей между всеми физическими явлениями во Вселенной — от космоса до атома.

6. Поддержание обратной связи между абстрактным и конкретным.

Гении способны переходить от абстрактных моделей и принципов к конкретным воплощениям этих абстракций и обратно. Они создают свои произведения благодаря постоянному процессу обмена между психическими конструкциями и физической реальностью (синестезия используемых при этом каналов восприятия обеспечивает полноту переходов). При этом формируется стойкая и динамичная петля обратной связи между абстрактными образами и их реальным выражением, позволяющая постоянно корректировать и совершенствовать и то, и другое.
Согласно Эйнштейну, единственным оправданием теории является «мера обозрения опыта, полученного от наших органов чувств, которой мы можем достичь с ее помощью»

7. Баланс мыслительных функций: Мечтатель, Реалист, Критик.

Это основная составляющая гениальности.
Гении не только обладают развитой способностью мечтать, но и
способностями и умениями воплощать свои мечты в конкретные формы и
критически относиться к своим идеям и их воплощениям.
Способность мыслить критически имеет такое же важное значение для гения, как и способность мечтать.
Ключевой момент состоит в том, чтобы не дать Критику подавить мечты.
И, разумеется, гения отличает способность произвести на свет некое творение, воплощающее эти мечты и идеи.
Если бы Моцарт, Леонардо или Дисней просто хранили свои идеи у себя в голове, мир никогда бы не узнал об их гениальности. Леонардо оставил нам не только стратегии, обучающие мечтать, но и ряд стратегий, обучающих рисовать и оценивать свою работу.
Между фрейдовскими «Ид», «Эго» и «Супер-Эго» имеется много параллелей с мечтателем, реалистом и критиком. Тесла утверждал, что способность быть «тщательным» мечтателем облегчала реализацию идей и изобретений.

8. Постановка фундаментальных вопросов.

Гениям свойственно придавать большее значение вопросам, нежели ответам. Ключевой характеристикой всех гениев является их неукротимая любознательность и восторженность. Гений больше задает прямых вопросов, чем ищет «правильных» ответов.
Частью гения, по-видимому, является убеждение, что в конечном итоге правильных ответов и быть не может. Гении ищут области, в которых их знание не полно.
Собственные неудачи они воспринимают не как «злую судьбу», а как область дальнейшего поиска.
Как сказал один изобретатель: «Неудача — это просто иное решение проблемы, чем то, над которым я работаю в данный момент». Неудача — трамплин для успешного решения.
Дисней по этому поводу выразился так: «Я должен исследовать и экспериментировать… У меня вызывает досаду ограниченность собственного воображения».
Музыка Моцарта является результатом его постоянной озабоченности тем, действительно ли это те самые «две ноты, которые влюблены друг в друга».

9. Употребление метафор и аналогий.

Гении постоянно прибегают к метафорам и латеральным, или нелинейным, стратегиям мышления. Метафора или аналогия лежит в основе каждого гениального действия. Использование метафоры позволяет сфокусироваться на наиболее важных глубинных структурах объекта, не сводимых к словесному описанию.
Эйнштейн широко использовал метафорические конструкции: плоский мир двумерных созданий, жук, ползущий по мячику и т.д.
Тесла сформулировал свою идею создания роботов, проведя аналогию с работой собственной нервной системы.
Может показаться, что употребление метафор позволяет гению заострить свое внимание на «общих свойствах» (Аристотель) и более глубинных началах как окружающего, так и своего внутреннего мира, и избежать опасности оказаться в слишком большой зависимости от реального содержания или ограничений, налагаемых действительностью.

10. Предназначение помимо собственной личности (Миссия).

Всех гениев объединяет то, что они воспринимают свою работу как происходящую из чего-то и служащую чему-то большему, чем они сами.
Во введении к своей анатомии Леонардо смело заметил: «Я хочу делать чудеса…, даже если я буду иметь меньше покоя в жизни, чем другие люди, и мне придется долгое время жить в крайней бедности».
Тесла развил свои способности визуализации для того, чтобы «совершать экскурсии за пределы малого мира».
«Все методы являются лишь тупым инструментом, если за ними не стоит живой дух» (Эйнштейн).
Может быть, именно эта связь с чем-то большим и является тем, что отделяет «гениев» от тех, кто просто «творчески одарен» или «изобретателен».
О причинах своих занятий физикой Эйнштейн писал:
«Я хочу знать мысли Бога, все остальное — детали».

Взяла здесь: http://beautifully.blog.ru/?year=2009&month=04


Понравилось! Поделись с друзьями:

Комментариев нет:

Отправить комментарий